Основы программирования для начинающих паскаль. Язык программирования Pascal для новичков: основные понятия
Алгоритмизация и программирование являются одной из трудных для понимания учащимися тем в предмете информатика, а при наличии дефицита часов, выделяемых на изучение предмета, перед учителем встает довольно сложная задача «Как познакомить хотя бы с основами программирования всех учащихся, в том числе и непрофильных классов?». Между тем, как мы видим и в новых стандартах и в демо-версии ЕГЭ по информатике эта тема занимает существенное место. Предлагаемые ниже материалы помогают познакомить ребят с основными алгоритмическими конструкциями и реализацией их на языке программирования Паскаль и дать начальное представление о языке. Заинтересовавшиеся учащиеся могут в дальнейшем продолжить изучение языка программирования на спецкурсе.
Предлагаю задания к трем урокам: по линейному алгоритму, ветвлению и циклам. Типы переменных и структура программы на Паскале рассматриваются на предыдущих уроках.
Начальная подготовка учащихся.
- Знание основных алгоритмических конструкций: линейный алгоритм, ветвление, цикл.
- Знание основных типов переменных.
- Знание структуры программы на Паскале.
Ход урока.
Перед каждым уроком учитель раскладывает на столах «Папки ученика», в которых находятся листы с заданиями, таблица «Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль», «Алгоритм создания программы по шаблону» и другой справочный материал. Если предполагается создание программы по шаблону, т.е. ученики редактируют уже имеющуюся программу, то соответствующий файл *.pas с текстом программы должен находится на жестком диске в соответствующем каталоге.
Для знакомства с реализацией алгоритмической конструкции средствами языка используется сайт (см. Приложение1)
Обсуждается задание, проговаривается сценарий, составляется блок-схема алгоритма.
В качестве заданий на ветвление и циклы взяты задачи по физике, так как программирование изучается на уроках интегрированного с физикой курса «Компьютерное моделирование физических процессов и явлений» в 9 классе.
Описание приложений.
- Адрес сайта «Паскаль для начинающих» - http://schools.keldysh.ru/gym1522/inform/pascal/ Немного сокращенный вариант находится в архиве (Приложение1.zip). Сайт выполнен с использованием флэш-технологии, позволяет в анимационной форме дать начальное представление о языке Паскаль 7.0 Для демонстрации надо разархивировать в каталог на жестком диске. Главная страница сайта – index.html
- Тексты программ для создания программ по шаблону – файлы Приложение2.pas и Приложение3.pas. Их надо переименовать в Shablon1.pas и Shablon2.pas и поместить в соответствующий каталог на диске.
Использованная литература дана в Приложении 1 на сайте в разделе «ссылки».
Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль.
Элемент блок схемы |
В программе |
Действия |
Начало работы
программы |
||
Конец работы
программы |
||
На экране появляется надпись:
введите A, B
(оператор вывода данных) |
||
На экране появляется значение
переменной
C. (оператор вывода данных) |
||
WRITE (‘результат=’,S) |
На экране появляется текст
результат=
и значение переменной
S. (оператор вывода данных) |
|
Надо вводить два числа с
клавиатуры (оператор ввода данных) |
||
C:=4*T ; D:=A+B; I:=I+1; |
После выполнения операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B, I=I+1 (операторы присваивания) | |
IF
A>B THEN
|
Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1 , в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор) | |
WHILE I<=N DO
|
Пока будет выполнено
I? N
, выполняется
группа операторов
ОП.1 (оператор цикла с предусловием, ОП.1 – тело цикла) |
|
REPEAT ОП.1 UNTIL I>N |
Выполняется группа опера-торов
ОП.1
до тех пор, пока не будет выполнено
условие
I>N. (оператор цикла с постусловием, ОП.1 – тело цикла) |
|
FOR
I:=1 TO
N DO
|
Для каждого
I
от
1
до
N
выполняется группа операторов
ОП.1
(оператор цикла с параметром, I – параметр цикла) |
Линейный алгоритм. Простейшая программа (ввод/вывод данных, вычисление суммы, разности, произведения и частного двух чисел).
Для выполнения задания можно использовать приведенный ниже текст программы или заранее подготовленный учителем файл Shablon1.pas (файл Приложение2.pas) с текстом программы, который находится в каталоге CLASS (там же находятся личные папки учащихся). Ученик проставляет вместо вопросительных знаков необходимые операторы и служебные слова. Комментарии в фигурных скобках поясняют, что необходимо сделать. Программа состоит из двух частей. В первой части программы демонстрируется использование операторов ввода и вывода, во второй, после комментария {ЗАДАНИЯ}, ученику надо самому записать необходимые операторы, используя приведенную выше блок-схему и комментарии в программе. Алгоритм создания программы по шаблону дан ниже.
Текст программы по линейному алгоритму
{Объявление переменной S для ввода имени, надо указать тип переменной - строковый}
{Объявление переменных A и B для ввода чисел, надо указать тип переменных - целые числа со знаком}
{Объявление переменной C для вывода результата, надо указать тип переменной - все действительные числа}
{Начало раздела инструкций}
{Оператор вывода на экран сообщения (просьба ввести имя)}
WRITE ("Введите свое имя");
{Оператор ввода данных (значение переменной S = имя пользователя)}
{Вывод на экран сообщения (приглашения к работе) – слово "Привет" и значение переменной S (введенное пользователем имя)}
WRITELN ("Привет, ", S);
{ЗАДАНИЯ:}
{1)Запишите оператор вывода на экран приглашения к вводу 2 чисел (переменные A и В)}
{2) Запишите оператор ввода для переменных A и В}
{3) Запишите оператор присваивания для вычисления значения переменной С (сумма, разность, произведение, частное двух чисел)}
{4) Запишите оператор вывода на экран результата вычислений (сумма (разность, произведение, частное) = <значение переменной>}
Ветвление. Моделирование равномерного прямолинейного движения двух тел.
Построить компьютерную модель движения двух тел. I. Найти скорость сближения (удаления) 2-х тел. Рассмотреть случаи: 1. Тела двигаются в одном направлении. 2. Тела двигаются в противоположных направлениях.
|
|||
Введите скорость 1
тела 10 Введите скорость 2 тела 5 Введите направление 1 тела L Введите направление 2 тела R Скорость равна 15 |
|||
II.
Добавить ввод начальных
координат тел и определить сближаются или
отдаляются тела. III. Определить расстояние между телами через время t (ввести с клавиатуры). IV. Выводить на экран текущие координаты тел. V. Выводить на экран картину движения тел. |
|||
Примечания:
|
Текст программы на ветвление
{Объявление переменных V1, V2 и V для значений скоростей, тип переменных - целые числа со знаком }
VAR V1, V2, V: ??? ;
{Объявление переменных A1 и A2 для значений направлений, значения переменных - символы}
VAR A1, A2: ??? ;
{Начало раздела инструкций}
{Оператор вывода на экран сообщения (просьба ввести скорость первого тела)}
WRITE ("Введите скорость 1 тела");
{Оператор ввода данных (значение переменной V1)}
{Тоже для второго тела}
{Аналогично осуществить ввод направлений движения}
WRITE ("Введите направление 1 тела");
{Условный оператор: проверка условия равенства значений переменных A1 и A2}
IF A1 = A2 THEN V:= V1 - V2 ELSE V:= V1 + V2;
{Определение модуля вектора ABS – функция вычисление абсолютной величины}
{Оператор вывода на экран результата вычислений }
{Конец программы, конец раздела инструкций}
Текст программы находится в файле Приложение3.pas ( в кодировке MS DOS). Его надо переименовать в Shablon2.pas и можно использовать при создании программы по шаблону (см. алгоритм ниже).
Алгоритм создания программы по шаблону.
1. Войти в систему программирования Turbo Pascal 7.0.
2. Открыть файл ShablonK.pas (K - номер шаблона):
2.1. File -> Open
2.2. Перейти в каталог CLASS (в списке Files выбрать ..\)
2.3. Выбрать файл ShablonK.pas (K - номер шаблона)
2.4. Подтвердить выбор (Open )
3. Выполнить задание, заменяя ???? .
4.1. (File -> Save as)
4.2. Убедится, что находитесь в своем каталоге (нижняя строчка)
4.3. Ввести имя файла
4.4. Подтвердить сохранение (Ok )
5. Запустить программу (Run -> Run или Ctrl+F9 )
6. При наличии ошибок, внести изменения в программу и повторить пункт 5.
7. Просмотреть результат выполнения программы (Debug User Screen или Alt+F5 )
9. Выйти из системы программирования (File -> Exit или Alt+X )
Для циклического алгоритма уже текст программы не дается. Учащиеся должны сами составить программу по блок – схеме.
Циклы. Моделирование равноускоренного движения.
Построить модель равноускоренного движения тела (X=X 0 +V 0 t+At 2 /2). I.. Тело двигается по прямой. Выводить на экран координату тела через каждые 10 секунд движения. Исходные данные (задаются с клавиатуры): 1. Начальная скорость тела (V0, м/с ). 2. Ускорение тела со знаком (A, м/с 2 ). 3. Начальное положение тела (X0 , м ). 4. Время движения (TK, с ). Расчетные данные (выводятся на экран):
Примерный вид экрана при работе |
|||||||
Введите
скорость тела 10 Введите ускорение тела 2 Введите нач. положение тела 0 Введите время движения тела 200 T = 0 X = 0Writeln (‘T = ‘,T,’ X = ‘,X) ; T:=T+10; end; |
X:=X0;
X:=X0+V0*T+A*T*T/2; Writeln (‘T = ‘,T,’ X = ‘,X) ; Until T>=TK; |
X:=X0; T:=0; N:=Trunc(TK/10);
For i:=0 to N do X:=X0+V0*T+A*T*T/2; Writeln (‘T = ‘,T,’ X = ‘,X) ; Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal. Виды величинОбычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal. Что такое величина? Величина — это отдельный информационный объект, хранящийся в памяти компьютера. Существуют две классификации величин. Мы рассмотрим каждую в отдельности. Более подробно мы поговорим о них в последующих уроках. В свою очередь числовой делится на два типа. Привожу сразу обозначение этого типа в Паскаль Символьные тоже делятся на два типа. Вторая классификация величин. Первая программа на PascalСтруктура программы в ПаскальЗаголовок Program < имя переменной >; Объявление переменных и констант const <Символическое имя> = <выражение>; Раздел операторов Begin Ввод и вывод в ПаскальУ вас, наверняка, возникает вопрос: «Как вводить значения переменных с клавиатуры?», а также: «Как вывести на экран полученный результат?». Для этого используются четыре специальных оператора: Для ввода:
И для вывода:
«В чем разница между read и readln, write и writeln?»: снова озадачитесь вы. Ответ прост. Если добавляете «ln» (что расшифровывается, как Line), то курсор переносится на следующую строку. Hello, World на PascalТеперь вы готовы написать первую программу. Program Hello_World; {фигурные кавычки позволяют вставить комментарий к коду} Begin Write("Hello, World!"); End. Ну, тут все понятно. Чтобы разнообразить решение предлагаю решить несколько задачек этого типа. Задача 1 . Требуется запросить имя пользователя, а затем вывести «Привет, <имя>!» Для решения этой задачи нам потребуется строковой тип данных — string. Program Hello_boy_girl; {фигурные кавычки позволяют вставить комментарий к коду} var name: string; {объявляем name -- это новая переменная} Begin Write("Введите свое имя: "); {так как мы используем write, курсор будет мигать после двоеточия} Read(name); {Считываем все, что ввел пользователь} Write("Привет,", name,"!"); {Обратите внимание! Переменная отделяется от кавычек ЗАПЯТЫМИ!} End. Задача 2. Требуется узнать сколько лет пользователю, а затем вывести «Вам <возраст> лет». Очевидно, что для решения этой задачи нам потребуется целочисленный тип данных — Integer. Program How_old_are_you; var years: integer; {объявляем years -- это новая переменная} Begin Writeln("Сколько вам лет?"); {так как мы используем writeln, каретка будет мигать под надписью} Read(years); {Считываем все, что ввел пользователь} Write("Вам ", years," лет."); End. Ну, вот и все! Все, что я хотел рассказать вам в сегодняшнем уроке. Вы узнали, что такое величина в Pascal, и выучили основные типы. А также научились создавать простейшие линейные программы. Более подробно про типы в PascalABC.Net мы поговорим в следующих уроках. Кстати, про PascalABC.Net. Понятно, что писать программы на листочках бесполезно, и вы должны тренироваться на компьютере. По этой ссылке скачайте последнюю версию для Windows.
P.P.S. В мире наиболее популярны три операционные системы: Linux, Mac OS и Windows. А если у вас не Windows? Какой компилятор выбрать тогда? Об этом мы с вами поговорим в уроке номер N. Профессиональная среда разработки для создания программ и приложений любого уровня сложности. Сочетает в себе классическую простоту Паскаля и все возможности современной среды разработки.NET, которую используют профессиональные разработчики по всему миру. Кроме того, язык программирования Паскаль изучают на школьном курсе информатики, давая учащимся базовые знания об операторах и переменных. Таким образом, обучение Паскаль абс даётся новичкам лучше, чем освоение других языков программирования. Курс из семи практических видеоуроков идеально подходит для тех, кто хочет узнать, как сделать программу в Pascal ABC, вне зависимости от уровня подготовки. Каждый урок имеет свою тему, поэтому их можно смотреть как по порядку, так и выборочно, чтобы углубить и расширить свои познания в конкретной области. Уроки Pascal ABCПредставленные в видеокурсе уроки Паскаль АБС основаны на разработке прикладных программ и дают практические знания. Все программы, которые вы напишите в процессе прохождения видеокурса, полностью рабочие и их можно использовать в повседневной жизни – «воды» и пустой теории в курсе нет.Осваиваем интерфейс редактора и пишем свои первые строчки кода. Изучаем логику работы с числами и конструируем таймер. Изучаем, как язык программирования компилирует исходный код. Используем Паскаль для нахождения решения задачи про школьницу Анну. Программируем настоящий виртуальный музыкальный синтезатор. Осваиваем сложные математические функции и создаём полноценный инженерный калькулятор. Создаём «правильную» телефонную книгу на основе базы данных. Урок 1 - Первая программа В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Pascal . Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть. Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день. 1. Подготовка к работеИтак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.А что же собственно, такое, этот «компилятор» ? Это специальная программа, которая считывает код программы, а затем переводит его на язык машинных кодов. То есть, по сути, все языки программирования – это способ “общения” с компьютером, а компилятор помогает перевести нашу “речь” на понятную ему. Для Pascal существует немало компиляторов, самые известные из них: Pascal ABC, Free Pascal, Pascal ABC.NET, Turbo Pascal. Все эти программы по-своему хороши, но лично для меня (автора), очень удобен Pascal ABC (или Pascal ABC.NET), поскольку он имеет весьма удобный интерфейс, подробную справку, и даже специально подготовленный для новичков сборник задач. 2. Начало работыЧто ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).Алфавит Pascal состоит из:
Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы. Структура программы выглядит так: Program «имя программы»; - заголовок программы; 3. Создание первых программТеперь вы знакомы с основной структурой программы. Следует заметить, что из вышеперечисленных разделов обязательными есть только «Var», «Begin» и «end», остальные же могут применяться, если это требуется в ходе выполнения поставленной задачи.Откройте окно вашого компилятора, и введите следующие строки: Program Programma1; Нажмите кнопку «Выполнить»(«Run»). Ничего не происходит? Так и есть, ведь наша программа «пустая», мы не указали что она должна делать, потому ничего и не произошло. Обычно принцип работы программы написанной на языке Pascal состоит из трёх этапов: ввод данных – обработка данных – вывод даннных. Теперь познакомимся с оператором “write”. Он служит для как раз для вывода данных без перехода на новую строку. Попробуем его применить, тем самым сделав нашу программу чуть сложнее и интереснее: Program Programma1; Собственно, так он и применяется. Между апострофами мы можем ввести любой текст, на любой раскладке, и после выполнения программы он появится в окне вывода (или в командной строке, смотря какой у вас компилятор). В данном случае, должно появиться слово «Pascal». 3.1. Операторы write, writeln, read, readlnТеперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:Program Programma1; Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений. Program Programma1; Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать. 3.2. Типы данных в PascalПока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находяться в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными. Целые типы данных (для целых чисел):
Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных. 3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.Мы уже научились вводить данные в программу, теперь попробуем научиться их обрабатывать. Первое, и самое главное, что нам пригодится в этом деле – оператор присваивания. Выражается он вот так: «:=», и используется для присваивания значения переменной. Примеры: A:=1.5; B:=2+A. Теперь, когда мы знакомы с оператором присваивания, можем рассмотреть математические операции Pascal:
Abs(x) – возвращает модуль от x; УсловияУсловия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:If (условие 1) then (действие 1 - основное) else (действие 2 - альтернативное) При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor: And – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны. На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие. Not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе). Program Usloviya; Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие. Or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие. Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие. Xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие. Program Usloviya; (Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.) Теперь мы с вами знакомы и с основами обработки данных. Осталось поговорить о некоторых дополнительные процедурах, и функциях для управления программой, которые вам не раз пригодяться при дальнейшем обучении на Pascal. 3.4. Процедуры и функции для управления программойПоговорим о упомянутой раньше метке. Эта процедура очень легка в использовании и позволяет при надобности перейти в любую часть программы, «перескочив» одну из следующих частей, или же наоборот, вернуться в предыдущую часть. Прописывается метка очень просто: сперва описываем метку в разделе меток (см. п. 3. Начало работы. Структура программы), а затем указывается место перехода, а нужный оператор помечается меткой.Program Metka; На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки. Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах. Также посмотрите видео: Паскаль с нуля - первая программа. 4. ЗаключениеПрочитав эту статью, вы получили базовые знания по языку программирования Pascal. В доступных и понятных формулировках здесь были выложены основные понятия, принципы работы с данным языком. Теперь дело переходит к вам в руки. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией, и продолжите обучаться языку Pascal, то вскоре сможете владеть им в совершенстве.Поняв принцип работы с Pascal, вы сможете изучить и другие языки программирования, и в будущем писать уже более «серьезные» программы, чем те с которыми вы познакомились при изучении этой статьи. Продолжайте учиться! Удачи! Язык программирования «Pascal» подходит многим пользователям компьютера и одобрен Министерством Образования Российской Федерации. Большинство начинающих программистов и разработчиков консольных программ считают его эталоном при изучении языка программирования начального уровня. На нашем скромном сайте нет споров по этому поводу. Во многих школах России ученики работают на старом Turbo Pascal, который был выпущен 1980 году. Его оболочка создана под дисковую операционную систему DOS. Работа в древней версии Pascal на компьютерах нового поколения - это просто смешно. Сделав выводы, я подобрал для этого сайта российскую систему программирования PascalABC.NET. Эта среда разработки работает на бесплатной основе, оснащена собственным редактором кода, позволяет «создавать» приложения разных типов. В PascalABC.NET вы «пишете» приложения консольного типа, то есть без графической оболочки и интерфейса и графические программы, которые запускаются в OS Windows. Главная особенность этой версии языка «Pascal» - это его простота и функциональность платформы. NET. Перейдите на сайт pascalabc.net, чтобы установить PascalABC.NET. Основная настройка PascalABC.NET.Работая в этой среде программирования, вы, наверное, не входили в настройки и ничего не меняли вручную. Небольшие изменения и настройка параметров системы программирования упростит работу с «Pascal». Откройте меню «Сервис» и выберите пункт «Настройки». Выберите вкладку «Редактор» и укажите галочки для важных пунктов инструментальной программы. По желанию, можно изменить шрифт и его кегль. Перейдите в «Опции компилятора». Снимите галочку с пункта «Удалять EXE файл». После этого, вы запустите приложение, написанное под консоль без входа среду разработки. Если приложение создано в исполнительном файле – его можно запускать с любого источника без «Паскаля». Откройте раздел Intellisense. Поставьте галочки, как показано на скрине. После настроек среды программирования проверьте результат. В этом уроке воспользуемся функцией Intellisense. Когда вы вводите «оператор» или прочие данные, появляется подсказка. Прокручивайте список, используя «Стрелки». Начните писать приложение в PascalABC.NET, используя набор готовые шаблоны текста (snippets). Напишите несколько символов кода и щёлкните сочетание клавиш «Shift + Пробел», чтобы вызвать список с шаблонами. Основные шаблоны программыДве особенности, которые отличают Pascal Abc от «старой версии».На скриншоте видно, что в PascalABC.NET операции, которые позволяют умножать, делить, складывать и вычитать числа вводятся быстрее и удобнее. Короткий способ пригодится, если эта операция сменяет указанную переменную. Посмотрите пример: Отличительная черта нового Паскаля: переменные могут указываться в теле программы. Такая особенность помогает при написании длинного кода для приложения. Допустим, в вашем коде не указана какая-то переменная. Есть два варианта: поверить весь код, вернувшись в начало, а потом дописать её в разделе, где «объявляются переменные» или написать в самом «теле». Для закрепления знаний, решите задачу на обмен значениями. Последний плюс новой версии инструментального ПО - определение типов в автоматическом режиме. На этом все! Подпишитесь на наш сайт и не забывайте нажимать по кнопкам! 18.10.2022
Софт для Windows
|